Литература 10 класс



Учебник знакомит учащихся с золотым веком русской литературы, рассматриваемой как высокое гуманистическое и патриотическое единство. 

Издание предназначено для изучения литературы на базовом уровне в общеобразовательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях и колледжах.



Литература 10 класс. Часть 1

Литература 10 класс. Часть 2

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс)

     Школа играет важную роль в становлении личности человека. Основной задачей современного образования является развитие каждого учащегося с учётом индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому  и продуктивно-деятельному.

     В связи с этим возникает проблема выбора учебной литературы. При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана структура базисного учебного плана для 10-11 классов, что, безусловно, должно учитываться авторами новейших программ и учебников по литературе.

     Двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях, имеют учебники профессоров В.И.Сахарова и С.А.Зинина «Литература 19 века.10 класс»  учебники для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».  Достоинствами настоящих учебников являются научность, в то же время доступность, интересен подбор материала; каждый раздел сопровождается репродукциями, литографиями, фотографиями музейных экспонатов. После параграфа  достаточное количество вопросов на повторение и закрепление материала, имеются вопросы повышенной трудности, направленные на сопоставление художественных произведений разных авторов: проблематики, мотивов, образов. Перечисляются основные теоретико-литературные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении темы, даётся перечень тем сочинений, докладов и рефератов, рекомендуется список литературы. Материал можно варьировать в зависимости от специфики класса. Наличие в учебниках разноуровнего материала не означает его жёсткого разведения – напротив, «базовые» и «профильные» структурно-смысловые блоки имеют взаимопроникающий характер. Учитель, преподающий в классе с непрофильным обучением, волен использовать материал повышенной сложности по своему усмотрению, согласуя его с возможностями учащихся. То же относится и конкретному ученику непрофильного класса, испытывающему потребность в расширении своего читательского кругозора. Учебники нового поколения призваны дать старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует мир личности в её связи с общенациональной традицией. Кроме того, учебники не сдерживают инициативу учителя, не ставят его в определённые рамки изложения материала (примеры из опыта работы).

     В целом эти  учебники  направлены на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

     Современный учебник – набор эффективно подобранных инструментов для организации учебного процесса, создающий условия для приобретения индивидуального опыта, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем.